Философия управления организационными изменениями

554
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Говоря об управлении изменениями постоянно встает вопрос о том, что же первично, с чего начинаются изменения, что задает тон и определяет происходящие в организации события. Поскольку организация состоит из сотрудников, то ее можно рассматривать, как социальную систему. В этой связи полезной будет лекция профессора М.В.Попова, стоящего на позиции материализма, но всесторонне рассматривающего вопрос первичности. Взяв ее за основу, взглянем на управление организацией и то, как уживаются разные управленческие концепции. Непосредственное проявление открытий философии мы находим не только в законах физики, но и подходах по управлению организации, ее диагностики и т.д.

Материализм

Сторонники данного воззрения утверждают, что первична материя. Она развивалась и в конечном счете трансформировалась в живую, а потом и осознающую, отражающую окружающий мир. Ее венцом является человек — разумное общественное животное. В функционировании столь сложной системы, как человек, первичной по отношению к сознанию выступает материя. Сознание же выступает свойством высокоорганизованной материи, подобно тому, как отражение света. Оно даже не является частью, а всего лишь характеризует материю, как рост или вес. Материя взаимодействует и постоянно возникает реакция одной материи на воздействие другой. В столь развитой форме, как человек, у материи появилась способность отражать не только окружающий мир, но и саму себя. Это происходит через язык и деятельность людей.

У материи можно выделять разные уровни от молекулярного до больших тел.  В зависимости от этого возможны разные формы движения. Важно понимать, что статичной материи не бывает. Ее движение — это способ существования материи. Когда мы рассуждаем о покое — то берем некий относительно статичный фрагмент.

Идеализм

Философы, стоящие на этой позиции считают, что идея определяет все в мире. По их мнению, это идея развивалась до материи, человек получил способность познавать мир и сумел разглядеть идею.  Идеалисты рассматривают мир, как движение мысли.  Люди воплощают свои идеи, отвечая на вопрос что делать. Задуманная предпринимателем цель является предвосхищением той деятельности, которую будет выполнять организация.  В этом случае идея будет первичной по отношению к движению и материальному результату в виде построенного дома или произведенного айфона.

Роль практики в философских оценках

Философы-солипсисты считают, что существует только человек и его ощущения. Все наши дела, окружающий мир  — «сны» в голове. Такая точка зрения не может быть опровергнута теоретически, но практика ее полностью отвергает.  И так получается, что материализм наиболее близок к практике, и все ученые, люди-действия стоят на позициях материализма (возможно и просто стихийного). Если посмотреть на мир с точки зрения рационального мышления, то материализм оказывается рациональнее идеализма.

Так ли ошибочны ошибочные  концепции

Независимо от того, с какой точки зрения смотреть на мир, мы получим картинку, в которую внесли вклад, как материалисты, так и идеалисты. Если рассмотреть идеалистическую систему Гегеля, то увидим, что «Наука логики»  начинается с чистого бытия, а не идеи.  И выглядит она, как материалистическое толкование. Получается, что независимо от своей позиции, философы вносят вклад в виде полученного результата. А критика неверных философских систем не сводится к отрицанию. Скорее наоборот, ищется место предложенным идеям в общей системе. Наработки соединяются и трансформируются в более высокой мировоззренческой концепции. Поэтому изучая некую теорию не стоит ее отбрасывать, основываясь на том, что автор стоит на позиции идеализма или материализма.

«Умный идеалист ближе к умному материализму чем глупый материализм» (В.И.Ленин «Философские тетради»)

Сопротивление и движущая сила противоречий

Даже в тогда, когда в качестве первичного начала выступила идея —  для ее реализации необходимы материальные основания.  В любом случае, если мы хотим изменять мир, то берутся некие противоречия (в том числе между идеей и материей) и анализируются.  Сочетание познания (теоретическая идея) и преобразования  мира (практическая) ведет к истине и изменению. Таким образом противоречия мешают и одновременно двигают изменения.

Насколько организация социотехническая система

Распространено утверждение, что человек биосоциальная система. Но также можно говорить, что он химико-био-социальная, или физико-химико-био-социальная, или био-социо-техническая сущность и пр.  Возможно разное описание такой системы. Но с точки зрения материализма человека легко представить в виде матрешки, где внутри более низкие формы материи (от физических к социальным).  Можно различать разные процессы движения материи: механические; химические; органические; биологические; общественные.  Философский вопрос о том, что первично применительно к низшим формам материи, нужно поставить и по отношению к общественной. Тогда придется ввести понятие общественного бытия, понимая под ним самовоспроизводство общества (воспроизводство людей и материальных благ).

«На первых этапах развития человечества – основным было производство людей и кровно-родственные отношения, а материальное производство было зачаточным и сводилось сначала к собиранию, потом к зачаточному производству, а затем на первое место вышло материальное производство и оно теперь играет ведущую роль, но кровно-родственные отношения не исчезли. «

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here