Роль мировоззрения в управлении изменениями раскрыта с помощью метафизических идей ученого физика.

Книга физика-теоретика, доктора физико-математических наук, профессора кафедры теоретической физики физического факультета МГУ Владимирова Юрия oblogka-e1413992536654Сергеевича «Метафизика» привлекла мое внимание в рамках интереса к тринитарному подходу, как способу целостно описать происходящие в социотехнических системах явления.

Автор, проводя экскурс в историю религии, философии и, опираясь на последние достижения физики, выделяет общие закономерности. Тем самым делает попытку вскрыть основы бытия и предлагает точки соприкосновения для людей с разными мировоззрениями.

Несмотря на то, что книга опирается на физические знания и изобилует массой примеров из этой науки, нахожу ее полезной тем, кто специализируется в вопросах управления. С примером того, как достижения в физике объясняют многие явления, происходящие в организациях, дают обоснование феномена лидерство и находят порядок в хаотическом мире, можно познакомиться в работе М.Уитли.

В менеджменте и, в частности, среди консультантов превалирует рациональное мышление, основным из тезисов которого выступает — нельзя управлять тем, что не измерить. «Метафизика» позволит, опираясь на физику, как точную науку, понять представителей разных взглядов. С многообразием подходов к управлению изменениями можно познакомиться в книге Кемерона и Грина, где они представлены наиболее полно и систематизировано. Взглянуть на управление с изотерической точки зрения в преломлении к практике бизнеса позволяет книга Р.Вирка «Бизнес в позе лотоса«.

К тому же, вряд ли кого-то может оставить равнодушным размышления с разных точек зрения о концепции сотворения мира.

С содержанием книги можно ознакомиться в конце конспекта, за рамками которого я оставил математические выкладки, «заумные» физические закономерности. Т.к. уже несколько раз возвращался к работе Ю.С. Владимирова, то решил выписать цитаты, раскрывающие следующие темы:

  • Что понимаем под МЕТАФИЗИКОЙ
  • Метафизические принципы
  • Метафизические основы в физике, философии и религии
  • Три мировоззрения
  • Теоретико-полевое миропонимание и религиозное мировоззрение
  • Геометрическое миропонимание и идеалистическое мировоззрение
  • Реляционное миропонимание и материалистическое мировоззрение
  • Концепция творения мира

Что понимаем под МЕТАФИЗИКОЙ

Мыслители античности и естествоиспытатели средневековья рассматривали метафизику как систему представлений об основах бытия, о первичных понятиях и закономерностях мироздания, которые трактовались в рамках принятых философско-религиозных учений.

.. в ее основание не ляжет ни внешний опыт, служащий источником собственно физики, ни внутренний, на котором основывается эмпирическая психология. Метафизика есть, таким образом, познание a priori, или из чистого рассудка и чистого разума».

Я предлагаю употребить слово «метафизика» в более скромном значении — как в отношении метода, так и предмета, — а именно как “исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру».

М. Борн закончил лекцию одним замечанием по поводу определения метафизики, данного Расселом: «Метафизика — попытка постичь мир как целое с помощью мысли.

Вопросы об основаниях (физической) картины мира, о числе ключевых физических категорий, о виде возможных парадигм и их числе следует отнести к сфере метафизики. Таким образом, фундаментальная теоретическая физика XX в. оказалась неразрывно связанной с метафизикой.

В метафизике всегда присутствовали два подхода к реальности: холизм и редукционизм.

Холизм основан на таком понимании мира, когда целое доминирует, предшествует своим частям. Холизму противостоит редукционизм., в котором единое расщепляется на части, понимаемые более первичными, предшествующими целому. Оба этих подхода имели важное значение и дополняли друг друга в процессе познания мироздания.

Редукционизм доминировал (и продолжает доминировать) в развитии представлейий о структуре материи. Достаточно назвать учение об атомно-молекулярной структуре вещества, понимание атомов в виде ядер, окруженных электронными оболочками, протонно-нейтронную модель ядер, кварковую структуру нуклонов, гипотезы о прекварках и т. п. Редукционизм проявился и в выделении названных выше категорий: пространства-времени, частиц, полей переносчиков взаимодействий, которые в триалистической парадигме имеют статус самостоятельных сущностей. Этой стороне редукционизма в книге уделено особое внимание.

Чрезвычайно важным фактором метафизического характера является выделенность, как в редукционистском, так и в холистическом подходах, двоичности и троичности. В настоящей книге анализируется и развивается тенденция к категорийному холизму (к монистической парадигме), т. е. названные категории предлагается считать лишь временными, вспомогательными понятиями, удобными для восприятия мироздания. Основное внимание будет сосредоточено на выявлении в теориях различных парадигм свойств более глубокой сущности (единой обобщенной категории), лежащей за ними.

Метафизические принципы

Совместное рассмотрение физических теорий (программ) в рамках различных парадигм позволило сформулировать ряд ключевых метафизических принципов, которым в книге уделено особое внимание. Забегая вперед, назовем их.

  1. Принцип тринитарности, принимающий вид троичности в редукционистском подходе и вид триединства в холистической парадигме.
  2. Принцип фракталыюсти, состоящий в том, что в каждой выделенной из целого части проявляются свойства всех других частей (сторон целого).
  3. Принцип октетности метафизических парадигм, утверждающий наличие совокупности из восьми ключевых метафизических парадигм: триалистической, монистической и трех пар промежуточных дуалистических парадигм (названных выше тремя видами миропониманий).
  4. Принцип дополнительности, согласно которому различные дуалистические метафизические парадигмы (миропонимания) не противоречат, а дополняют друг друга. Этот принцип является обобщением известного принципа дополнительности Н. Бора, однако теперь он относится не к двум, а к трем сторонам реальности.
  5. Принцип консонанса (созвучия) теорий в рамках трех дуалистических миропониманий.
  6. Принцип целостности, состоящий в том, что ключевые закономерности теорий (законы, уравнения) должны включать в себя характеристики всех категорий используемой парадигмы.

Метафизические основы в физике, философии и религии

Наиболее рельефно метафизические принципы проявляются в фундаментальной теоретической физики. Это объясняется, во-первых, тем, что данный раздел науки наиболее формализован и в нем широко используются точные математические методы. А во-вторых, теоретическая физика исследует глубинные свойства мироздания, поэтому в ней естественно выявляются и формулируются ключевые принципы метафизики.

… в истории философско-религиозной мысли уже давно, в течение более двух тысячелетий, идет процесс формирования и сопоставления друг с другом (а точнее, противостояния) трех видов философско-религиозных мировоззрений: материалистического, идеалистического и религиозного.

Сравнительный анализ философско-религ’иозных учений и фундаментальной теоретической физики позволяет утверждать, что в их основе лежат одни и те же метафизические принципы. Так, принцип тринитарности проявляется в философско-религиозных учениях в виде системы из трех начал (материального, идеального и духовного), соответствующих трем физическим категориям. Представленные в мировой философии (и религии) мировоззрения можно сопоставить с системой рассмотренных в книге естественнонаучных миропониманий.

Распространяя опыт, приобретенный при анализе современных проблем теоретической физики, можно под новым углом зрения взглянуть на суть довольно острых методологических дискуссий в естествознании на протяжении всей истории его развития, включая недавнее прошлое.

Три мировоззрения

Обращение к мировым философско-религиозным системам позволяет обнаружить, что в них, как и в физике, в центре внимания находятся именно три метафизические начала (категории). Например, С. Н. Булгаков в книге «Трагедия философии» писал о трех сторонах, составляющих суть всякой философской системы: «Есть три основных самоопределения мысли, образующих для нее исход и определяющих ее ориентацию, по этим трем рубежам разделяются все философские системы с их основными началами: 1) ипостась или личность; 2) идея ее пли идеальный образ, логос, смысл; 3) субстанциальное бытие как единство всех моментов или положений бытия, как реализующееся все.»

Не во всем согласимся с С. Н. Булгаковым, полагая, что правильнее было бы в качестве первого начала назвать духовное начало, так как личность является аналогом физического понятия тела отсчета и обязательно присутствует во всех философско-религиозных системах. Анализ показывает, что в философских и религиозных учениях три метафизические начала (категории) выступают в виде следующих систем родственных понятий: (И) идеальное (рациональное) начало, связанное с разумом, (М) материальное начало, бытие, данное в ощущениях, и (Д) духовное начало, воля, вера.

Идеальное начало. Напомним, что в философской и религиозной мысли древней Греции доминировали представления, согласно которым божественный мир проявляется через разум человека. Как уже отмечалось, наука, в частности математика, оформилась и получила свой высокий статус благодаря провозглашению ее божественного характера в трудах мыслителей античности: Пифагора, Платона и их школ. Этот вопрос подробно исследован в трудах П. П. Гайденко, В. Н. Катасонова и ряда других авторов. «Греческая философская мысль древности понимает соотношение интеллектуальной и волевой способностей человека по преимуществу в пользу первой. То есть: воля определяется рассудком, интеллектуальным созерцанием. Сократ сформулировал это со всей определенностью: воля стремится туда, куда ей указывают представления, ,дознание»». Позже на основе доминирующей роли идеального начала сформировался ряд идеалистических учений.

Духовное начало сыграло чрезвычайно важную роль в истории мысли. С утверждением на Западе христианства доминанта античности изменилась. На первый план выдвинулось духовное начало, воля. Как пишет П. П. Гайденко, «Главное же отличие средневекового понимания человека от античности состоит в том, что воля оказывается тесно связанной с верой; вера выступает как направленность воли и предмет веры определяется именно волей, в первую очередь. ( . . . ) Таким образом, если в античности центр тяжести этики был в знании, то в средние века появляется ярко выраженная тенденция перенести его из знания в веру, из разума в волю. ( . . . ) Воля рассматривается как та инстанция, в которой пребывает высшая власть» .

Эти взгляды ярко выражены Августином, Дунсом Скотом и многими мыслителями средневековья, считавшими, что рациональное начало (познание, рассудок, разум) определяется волей (духовным началом). К этому направлению богословской мысли примыкали и номиналисты, настаивавшие на приоритете божественной воли и всемогущества перед всеми остальными определениями божественного бытия.

С утверждением христианства в европейской философии важнейшее значение приобретает противостояние двух точек зрения, двух доминант: интеллектуального (идеального) начала и волевого (духовного) начала, на фоне которого происходило становление науки.

Материальное начало имело важное значение уже в учениях античных атомистов. В XX в. его определяющая роль была провозглашена марксистско-ленинским диалектическим материализмом, согласно которому материя первична, а сознание, мышление вторично. Напомним известное определение сознания человека как функции «того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека». «Вторичность сознания по отношению к материи, к бытию проявляется в том, что сознание возникает лишь на известной ступени развития материи, развития природы, что сознание в виде идей, теорий возникает у человека лишь в результате отражения им окружающей среды». В марксистско-ленинском учении (вслед за Гегелем) духовное начало не признавалось («идеализм неизбежно ведет к поповщине»), т. е. фактически идеальное начало сливалось с духовным.

В соответствии с тремя выделенными началами определим три вида (группы) философско-религиозных мировоззрений: идеалистическое мировоззрение, в котором предлагается строить мировосприятие на основе одного идеалистического начала, материалистическое мировоззрение, кладущее в основу мира материалистическое начало, и религиозное мировоззрение, опирающееся на духовное начало.

Однако практика показала, что посредством лишь одного из трех названных начал невозможно охватить действительность во всем ее многообразии. В физике это соответствовало бы попытке построить теорию на основе одной из трех категорий: пространства-времени, частиц или полей переносчиков взаимодействий.

Анализ трех видов философско-религиозных систем показывает, что три названные системы, идеалистическая, материалистическая и религиозная на самом деле представляли собой квазимонистические системы, опирающиеся на обобщенные категории, которые включали в себя по паре из трех названных начал. Гак идеалистические системы фактически опирались на идеальное (доминирующее) и духовное начала, материалистические системы — на материалистическое (доминирующее) и идеалистическое начала. Достаточно вспомнить трактовку в диалектическом материализме так называемого «основного вопроса философии». А религиозное мировоззрение строилось на доминирующем духовном и подчиненном ему материальном начале. Достаточно вспомнить, что практически во всех религиозных системах мира Бог (носитель духовного начала) являлся творцом мира, олицетворяющего материальное начачо. Исходя из двоичности обобщенных категорий, на рис. 17.1 изображены три философско-религиозные мировоззрения как видения одного и того же куба, построенного на осях указанных первичных начал, со стороны грех взаимно перпендикулярных граней. Вид на куб сверху, со стороны духовного и материального начал, соответствует религиозному мировоззрению, вид на куб со стороны идеального и духовного начал — идеалистическому мировоззрению и, наконец, вид на куб справа, со стороны материального и идеального (рационального) начал, — материалистическому мировоззрению.

1-metafizika

Направления и интерпретация трех осей на рис. 17.1 выбраны неслучайно. Они заданы, исходя из соответствия с тремя физическими категориями…. Физическую категорию частиц естественно соотнести с философским материальным началом, физическую категорию пространства-времени, являющуюся идеальным (рациональным) понятием, — с идеальным (рациональным) началом в философии, а физическую категорию полей переносчиков взаимодействий — с духовным началом в философии (религии).

2-metafizika

…широко известно евангельское изречение: «Бог — это любовь». В связи с этим вспомним, что еще в античности Эмпедокл объяснял притяжение и отталкивание тел посредством понятий любви и вражды. Позднее взаимодействия стали описываться через понятие поля, в частности, свет в физике описывается электромагнитным полем. Напомним также, что Декарт для описания воздействий ввел специальный вид «духовной материи». Тот же подход прослеживается и у Лейбница, который, говоря об активной природе материи, назвал ее «первичной силой, первой энтелехией, одним словом, душой (anima)».

Исходя из того, что физика, философские и религиозные учения имеют дело с одной и той же реальностью, совместим куб физической реальности… Разнесем начала координат физических и философско-религиозных осей в противоположные концы большой диагонали куба действительности (Первоначала). В итоге получится куб, изображенный на рис. 17.1, шесть граней которого олицетворяют шесть миропониманий (мировоззрений): три естественнонаучные (теоретико-полевое, геометрическое и реляционное) и три философско-религиозные. В итоге оказались соотнесенными миропонимания: теоретико-полевое и религиозное, геометрическое и идеалистическое, реляционное и материалистическое.

Теоретико-полевое миропонимание и религиозное мировоззрение

Мировоззрение, основанное на духовном и материальном началах, названо религиозным потому, что, согласно христианскому учению, человеку даны две книги: Священное писание (духовное начало) и книга природы (материальное начало).

…теоретико-полевой подход немыслим без постулирования категории классического пространства-времени, только на фоне которого может быть определено поле амплитуды вероятности.

В будущем, думая о порядке мироздания, нам следовало бы придерживаться середины, как она очерчена, например, в принципе дополнительности Бора. Наука, построенная на таком образе мысли, будет не только терпимее к различным формам религии, но сможет, пожалуй, полнее рассматривая целое, обогатить и мир ценностей»

Как нам представляется, слова Паули о выводе естествознанием человеческого мышления «из круга христианской культуры» нужно понимать в смысле распространения в прошлом механистических представлений на все мироздание. В результате достижений в физике

XVII в., главным образом в трудах Ньютона, в естествознании господствующей стала триалистическая парадигма, согласно которой все объекты (частицы) характеризуются точными положениями и скоростями в классическом пространстве-времени, а взаимодействия между ними подчиняются принципу «естественной» причинности, как ее назвал И. Кант. В таком мире господствует абсолютный детерминизм и, задав положения и координаты всех тел в мире, можно сколь угодно точно предсказать состояние мира в любой момент времени.

Для «свободной» причинности характерна неоднозначность (возможность нескольких исходов), которая в религии связывается с Божьей волей.

Открытие квантовой механики привело к отказу от абсолютного механистического детерминизма и заставило положить в основу физического мироздания вероятностные закономерности. Таким образом, сама физика XX в. устранила главную причину конфликта между наукой и религией, заменив «естественную» причинность классической механики на «свободную» причинность квантовой механики, где невозможно однозначно предсказать поведение электрона в атоме, что дало повод говорить о невероятной прежде «свободе воли электронов…

В итоге обобщенная категория поля амплитуды вероятности оказалась созвучной обобщенному началу религиозного миропонимания.

Геометрическое миропонимание и идеалистическое мировоззрение

Идеалистическое мировоззрение возникло на основе выделения двух (разделенных или объединенных в одно обобщенное) начал: идеального (рационального) и духовного.

В рамках идеалистического мировоззрения, опирающегося на обобщенное начало из идеалистического и духовного начал, следует различать дуалистическую и квазимонистическую парадигму. Они различаются отношением к оставшемуся (третьему) началу. В квазимонистическом подходе оно отсутствует, как и в религиозном мировоззрении.

К дуалистическим идеалистическим системам следует отнести такие, которые опираются на названное выше обобщенное начало и на оставшееся материальное начало.

К дуалистической идеалистической парадигме, опирающейся на обобщенную категорию идеального и духовного начал и на самостоятельно выступающее материальное начало, следует отнести философско-религиозные взгляды И. Ньютона. Как пишет П. П. Гайденко, «абсолютное пространство Ньютон наделяет особым свойством активности, называя его «чувствилищем Бога».

Реляционное миропонимание и материалистическое мировоззрение

Мировоззрение, основанное на выделении двух начал: материального и идеального (рационального), названо материалистическим по нескольким причинам. Во-первых, традиционно (во всяком случае у нас в стране) материалистическая философия рассматривалась как наука, т. е. как рациональное учение. Во-вторых, в диалектическом материализме, провозгласившем первичность материи, тем не менее вводилась еще форма существования мат-ерищ которая фактически выполняла роль идеального (второго) начала в этом учении. В-третьих, материализм в советский период был назван диалектическим, что подразумевает наличие второго начала. И наконец, диалектический материализм противопоставлялся идеализму, следовательно, идеальное начало правомерно полагать вторым в этом учении.

Сила, активность, деятельность вынесены за пределы природного мира; их источник — трансцендентный Бог.

Философско-религиозные взгляды Маха вполне соответствовали его естественнонаучным позициям. Он резко выступал против использования в физике идеальных понятий, не имеющих достаточного обоснования в наблюдениях (в ощущениях). В частности, к таковым он относил понятия пространства и времени и настаивал на их сугубо реляционной сущности. Вместо тел и пространства (-времени) у него фактически вводилась обобщенная категория тпношений: отношений между телами, отношений человека и окружающих тел и т. д. Напомним, что понятие отношения теряет всякий смысл без тел, о которых бессмысленно говорить без отношений между ними. По Маху, тела проявляются только в отношениях. За его философско-религиозными взглядами также просматривается обобщенное начало, включающее в себя как материальное начало (тела), так и идеальное начало.

Концепция творения мира

Предвидя возражения коллег, считающих, что религия и наука не совместимы, подчеркнем следующее: не только доминирующие ныне теоретико-нолевые представления созвучны религиозным представлениям, но и главные догматы христианского учения, такие как догмат

Святой Троицы, соответствуют метафизическим свойствам искомого в физике Первоначала.

Согласно христианскому «Закону Божьему», «Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. Он сотворил все видимое и невидимое, все содержит в своей власти и всем управляет… » Но что такое «сотворил»? Как это понимать, буквально или символически?

В современной физике происхождение Вселенной описывается на основе общей теории относительности, или, точнее, опираясь на космологические решения Фридмана уравнений Эйнштейна. Эти решения имеют особенности (бесконечные плотности материи) в начале (или в конце, или с обеих сторон) эволюции модели, что принято интерпретировать в духе христианского творения мира (из «ничего»). При этом естественно возникают вопрос: что было до «большого взрыва»? Общепринятый ответ состоит в том, что время и пространство возникло в момент рождения Вселенной, т. е. понятие времени «до взрыва» лишено смысла. Более корректно полагать, что закономерности общей теории относительности теряют силу в окрестности сингулярности, так что сказать что-либо на основе этой теории (в рамках современных представлений) невозможно.

Существует и иная трактовка творения мира, отражающая стремление естествоиспБГгателей прошлого и физиков-теоретиков нашего времени найти первооснову (первоначало) физического мироздания, из которого бы следовали все известные понятия и закономерности. В рассмотренной выше бинарной геометрофизике первооснова представлена бинарной системой комплексных отношений, из которой можно образовать понятия окружающего мира. В некотором смысле физическое первопонятие действительно «творит» все классические понятия, через которые описывается (представляется нашим разумом) материальный мир.

Предложенная в настоящей книге концепция творения представляется более содержательной, нежели идеология, основанная на сопоставлении теории «большого взрыва» в астрофизике с ветхозаветным описанием творения мира. Кто может гарантировать, что современная физическая картина мира останется такой же хотя бы до середины XXI в.? Если творение понимать в обобщенном смысле, то альтернативные физические идеи не вступят в противоречие с расширенным пониманием христианской идеи творения мира.

Догмат Троицы соответствует одному из названных выше метафизических принципов: принципу тринитарности, который проявляется в форме троичности (при редукционистском подходе) или в форме триединства (в холистическом подходе).

Одно множество элементов бинарной системы комплексных отношений (БСКО), интерпретируемое как начальное состояние (мировой) системы, следует сопоставить с ипостасью Бога-Отца, второе множество элементов, интерпретируемое как конечное состояние (лтровой) системы состояний, —с ипостасью Бога-Сына, а отношения между элементами двух .множеств можно уподобить Богу-Святому Духу.

В заключение хотелось бы выразить надежду, что настоящая книга поможет глубже понять истоки целого ряда физических проблем и наметить пути их решения, а достаточно широкий круг затронутых в ней вопросов привлечет внимание философов, способствуя более тесному сотрудничеству представителей различных сфер науки и культуры.
ОГЛАВЛЕНИЕ

  • Предисловие редактора
  • Предисловие
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Метафизика с древнейших времен до XVIII века
  • 1. “Книга перемен”
  • 2. Школы Пифагора и Платона
  • 3. Учения материалистов: от Фалеса до Демокрита
  • 4. Метафизика Аристотеля
  • 5. Преодоление “здравого смысла” античности
  • 6. Природа как протяженная субстанция по Декарту
  • 7. Метафизика Г.Лейбница
  • 8. Натурфилософия Гюйгенса
  • 9. “Математические начала натуральной философии”
  • 10. Метафизика XVIII века
  • 11. Природа и категории в натурфилософии И.Канта
  • 12. Уроки метафизики и натурфилософии прошлого
  • ЧАСТЬ I. ТРИАЛИСТИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ МИРОПОНИМАНИЯ
  • Глава 2. Пространство-время
  • 1. “Мистика мирового эфира”
  • 2. От пространства и времени к пространству-времени
  • 3. Пространство-время Минковского
  • 4. Системы отсчета (1+3-расщепление)
  • 5. Хроногеометрия
  • 6. Природа пространства-времени
  • 7. Аксиоматика геометрии
  • 8. Принцип фрактальности и метафизика категории пространства-времени
  • 9. Геометрии с измененной аксиоматикой
  • Глава 3. Поля переносчиков взаимодействий
  • 1. Концепция близкодействия
  • 2. Электромагнитное поле
  • 3. Гипотеза единой нелинейной бозонной теории поля
  • 4. Метафизика категории полей переносчиков взаимодействий
  • 5. Гравитационное поле
  • 6. Фундаментальные физические взаимодействия
  • 7. Симметрии и калибровочный подход к описанию взаимодействий
  • 8. Бозонные поля в модели электрослабых взаимодействий
  • 9. Глюонные поля в хромодинамике
  • 10. Метафизика бозонных полей в физическом миропонимании
  • Глава 4. Категория частиц
  • 1. Концепция атомизма
  • 2. Метафизика категории частиц
  • 3. Дуалистическая парадигма и полевое описание частиц
  • 4. Уравнения Дирака
  • 5. Математика двоичности. Спиноры
  • 6. Гипотеза единой нелинейной спинорной теории поля
  • 7. Гипотеза объединения полей на основе суперсимметрии
  • 8. Лептоны
  • 9. Электрослабые взаимодействия кварков
  • 10. Сильные взаимодействия кварков
  • Глава 5. Квантовая теория и физическое видение первоосновы мира
  • 1. Становление квантовой механики
  • 2. Интерпретации квантовой механики
  • 3. Метафизика квантовой теории
  • 4. Аксиоматика квантовой механики. Гильбертово пространство
  • 5. Представления и динамические переменные
  • 6. Макроприбор и принцип суперпозиции
  • 7. S-матрица и классическое пространство-время
  • 8. Вторичное квантование и виды движения у Аристотеля
  • 9. Развитие дуалистической парадигмы
  • 10. Черты квантовой теории в монистической парадигме
  • ЧАСТЬ II. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МИРОПОНИМАНИЕ
  • Глава 6. От Евклида до Эйнштейна
  • 1. Пятый постулат Евклида
  • 2. Неевклидова геометрия Лобачевского
  • 3. Неевклидова геометрия Римана
  • 4. Идея Клиффорда о всеобщей геометризации физики
  • 5. Эрнст Мах и геометрия
  • 6. Конвенционализм А.Пуанкаре
  • 7. Принцип эквивалентности и геометрия
  • Глава 7. Идеи и выводы общей теории относительности
  • 1. Сущность общей теории относительности
  • 2. Ключевые понятия общей теории относительности
  • 3. Системы отсчета в теории гравитации
  • 4. Пространство-время вблизи центрального источника
  • 5. Вселенная в целом. Космология
  • 6. Гравитационные волны
  • 7. Обобщения римановой геометрии
  • 8. Выводы из исследований общей теории относительности
  • Глава 8. Многомерность физического мира
  • 1. Становление идеи о многомерности пространства
  • 2. Суть 5-мерной теории Калуцы и ее “чудеса”
  • 3. Необычность дополнительных координат, или почему классическое
  • пространство-время четырехмерно?
  • 4. Обобщенная “система отсчета” (метод 1+4-расщепления)
  • 5. Развитие 5-мерной теории
  • 6. Анализ критических замечаний по теории Калуцы
  • 7. Возрождение концепции многомерия
  • 8. 7-Мерная геометрическая модель грави-электрослабых взаимодействий
  • 9. 8-Мерная модель грави-сильных и электрослабых взаимодействий
  • 10. Основные выводы из исследований многомерия
  • Глава 9. Единая геометрия мира: проблемы и гипотезы
  • 1. Экстремальная геометрическая парадигма
  • 2. Геометродинамика Уилера
  • 3. Фридмоны Маркова
  • 4. Имитация массивной материи геометрическими факторами
  • 5. Теория супергравитации
  • 6. Метафизика проблемы квантования гравитации
  • 7. Планковская длина
  • 8. Частицы в искривленном пространстве-времени
  • 9. Гипотеза существования гравитонов
  • 10. Идея Сахарова об индуцированной природе гравитации
  • 11. Проблема квантования и многомерие
  • 12. Выводы и перспективы
  • ЧАСТЬ III. РЕЛЯЦИОННОЕ И МОНИСТИЧЕСКОЕ МИРОПОНИМАНИЯ
  • Глава 10. Концепция дальнодействия
  • 1. Зарождение и причины угасания концепции дальнодействия
  • 2. Альтернатива: близкодействие или дальнодействие?
  • 3. Принцип Фоккера в электродинамике
  • 4. Фейнмановская теория поглотителя
  • 5. Принцип Маха и концепция дальнодействия
  • 6. Прямое межчастичное гравитационное взаимодействие
  • 7. Фейнмановская формулировка квантовой механики
  • 8. Обоснование принципа Гюйгенса в отсутствие полей
  • 9. Замечания и выводы по теории прямого взаимодействия
  • Глава 11. Реляционная концепция пространства-времени и теория физических структур
  • 1. Реляционная концепция пространства и времени
  • 2. Унарные физические структуры как геометрии
  • 3. Системы отсчета и координатные системы в пространстве-времени Минковского
  • 4. Второй закон Ньютона
  • 5. Бинарные системы отношений
  • 6. Программа структуризации физики
  • 7. Теория физических структур и метафизика
  • Глава 12. Бинарная геометрофизика
  • 1. Характер бинарной геометрофизики
  • 2. Метафизика бинарной геометрофизики
  • 3. Исходные понятия математического аппарата бинарной геометрофизики
  • 4. Истоки 4-мерности и сигнатуры классического пространства-времени
  • 5. Элементарные частицы
  • 6. Прообраз уравнений Дирака
  • 7. Бинарный объем как прообраз физического действия
  • 8. Истоки категории полей промежуточных бозонов
  • 9. Некоторые выводы и замечания
  • Глава 13. От триединства мира к категориям физики
  • 1. Макроскопическая природа пространства-времени
  • 2. Архитектоника бинарной геометрофизики
  • 3. Факторы суммирования: фазы как элементы БСКО ранга (2,2)
  • 4. Прообраз метрики пространства-времени
  • 5. Макроприбор и происхождение понятия расстояния
  • 6. Эволюция и БСКО ранга (2,2)
  • 7. Происхождение закона пространства-времени Минковского
  • 8. Новая интерпретация квантовой механики
  • 9. Выводы
  • Глава 14. ФИЗИКА, ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ
  • 1. Философия и фундаментальная теоретическая физика
  • 2. Три начала и классификация философско-религиозных учений
  • 3. Фрактальность: соответствие физических категорий и философско-религиозных начал
  • 4. Религиозное и физическое миропонимания
  • 5. Идеалистическое и геометрическое миропонимания
  • 6. Материалистическое и реляционное миропонимания
  • 7. Фрактальность идеального начала и архитектура математики
  • 8. Аристотелево триединство, христианская Троица и бинарная геометрофизика
  • 9. Творение мира, филиокве и стрела времени
  • 10. Наука и религия
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ: Заряды кварков и лептонов в бинарной геометрофизике
  • П.1. Симметрии зарядов кварков в сильных взаимодействиях
  • П.2. Симметрии зарядов кварков в электрослабых взаимодействиях
  • П.3. Алгебраические симметрии зарядов лептонов
  • П.4. Сравнение лептонных и кварковых зарядов
  • П.5. Угол Вайнберга и “золотое сечение”
  • ЛИТЕРАТУРА
  • Именной указатель

Сохранить

1 комментарий к “Метафизика Ю. Владимиров”

  1. Редактор

    Наглядный пример размышления С.Г.Кара-Мурзы в бинарной системе об общественной ситуации и настроениях социальных групп http://problemanalysis.ru/mission/video/beseda/beseda_1060.html
    Интересно то, что он видит бессмысленность поиска общего, компромиссов и приходит к выводу о важности размежевания.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх