Становление тринитарного мышления Р.Г.Баранцев

Традиционно в менеджменте управление происходит от частного к общему, когда из элементов складывается полная модель организации. Но с точки зрения синергетики целое не является суммой частей. В представленной ниже работе, речь идет о том, как от целого перейти к частному...

3546

1.Тернарные структуры.

Обращаясь к более сложным структурам, рассмотрим, прежде всего, тройные комплексы.

1.1.Типы триад.

Будем называть триадойсовокупность из трёх элементов, каким-то образом связанных между собой. В зависимости от вида связи различаются следующие типы триад [20]:Линейные, когда все элементы расположены на одной оси в семантическом пространстве. Например, 1-10-100 или левые-центр-правые.Переходные, когда один элемент поднят на более высокий уровень, олицетворяя выход к синтезу. Классический образец ­ гегелевская формула: тезис-антитезис→синтез.Системные, когда три равноправных элемента находятся на одном уровне общности. Геометрический образ ­ равносторонний горизонтальный треугольник.

Системная триада объединяет три равноправных элемента, каждый из которых может участвовать в разрешении противоречий между двумя другими как мера компромисса, как третейский судья, как фактор их сосуществования в целостной системе.

Системная триада, таким образом, является простейшей структурной ячейкой синтеза.

..изучая семантические свойства системных триад, сложившихся в самых разных культурных традициях, можно увидеть следующую закономерность: в одном из элементов любой триады доминирует аналитическое начало, в другом ­ качественное, в третьем ­субстанциальное.

Если видеть здесь этапы эволюционного процесса, то переходная триада превращается в линейную.

1.2.Тринитарное наследие

В двух томах Международной библиографии тринитарной литературы собрано около 6000 работ по триадическим структурам типа познание-действие-бытие (nosse-velle-esse), соответствующего нашей семантической формуле.

Например, истина-красота-добро, ум-чувство-воля, тело-душа-дух, надежда-любовь-вера, равенство-братство-свобода. Источник этой закономерности заложен вероятно в триединой природе человека, в его способности мыслить одновременно и понятиями, и образами, и символами. Семантическая формула: интуициорацио эмоцио..

…предлагаемая в серии наших работ за последние 30 лет, использует понятия, сложившиеся в бинарной парадигме и потому требующие переосмысления. Понятия, как и люди, в разных ситуациях ведут себя по-разному. Переходя из диады в триаду, они обретают иной смысл. Новое смысловое содержание должно постепенно наполняться по мере их проявления в такой триадической структуре. ..

Семантическая формула позволяет осознанно ориентироваться в смысловом пространстве, достраивая монады и диады до целостных тройных комплексов. Так, понятие меры, тяготеющее к рацио, может быть дополнено до системной триады через вкус (эмоцио) и такт (интуицио).

Привязка диады к определённой стороне семантического треугольника позволяет видеть, в каком аспекте нужно искать мерообразующий фактор компромисса для любой оппозиции. Так, диадаматерия-идея, прилегающая к рацио-интуицио, разрешается в области эмоцио через человека.

А.В.Сухово-Кобылин рассматривал триаду логика-природа-дух как общую форму всей жизни.

П.А.Сорокин, развивая интегральную теорию познания социальной реальности, выделял три аспекта (рассудочный, сенсорный, интуитивный) и соответствующие им методы .

Трихотомия знака образует известный треугольник Фрегеконцепт (смысл)денотат (означаемое) сигнификат (означающее).

Д.И.Менделеев в своих “Заветных мыслях” [41]писал: “Хочется-то мне выразить заветнейшую мысль о нераздельности и сочетанности таких отдельных граней познания, каковы: вещество, сила и дух; инстинкт, разум и воля; свобода, труд и долг”.