Заключение:к новой парадигме.
Эта повышенная противоречивость обусловливает и повышенную тягу к гармонии, к совершенству, к целостности…
Русская философия соборности и всеединства пронизана идеей органической связи личности и социума, человека и мира, микро- и макрокосмоса…
В России всё рождается в сфере эмоцио. Внутренняя самоорганизация чувств опережает внешнюю организацию государства. Голосуя все вместе ещё «за», по отдельности мы уже «против». Плоды зреют внутри народного сознания, и решающую роль играет характер, концентрированный в душе. Даниил Гранин как-то отметил, что войну с немецким фашизмом мы выиграли несмотря на то, что по всем параметрам должны были проиграть.
По ходу становления земной ноосферы выясняется, что «главные проблемы человечества будут решаться не в экономической или политической сферах, а в сфере культуры». И тяжесть этихрешений ляжет на Россию[278]. Сможем ли мы быть достойны этой ноши?
…гипотезе Шелдрейка о заразительности идей…
В эпоху анализа перестройка концептуальных систем происходила путём смены доминанты в бинарных оппозициях. Сама структура оставалась прежней. Переход к синтезу не выражается схемой маятника. Меняется не доминанта, а вся структура. И вопрос стоит не о главенстве одной из противоборствующих сторон, а об условиях их сосуществования, о том третьем факторе, который обеспечивает целостность всей системы. В результате формируется системная триада как тринитарный портрет новой парадигмы.
Восхождение к новой целостности может идти различными путями. Вырастая из прежней парадигмы, приходится преодолевать хронический рацио-уклон. Возможный путь — через отказ от метода априорного отрицания. Отучиться отвергать с порога непонятное, отвыкнуть от подозрительности к новому, перестать видеть в инакомыслящем врага. Пора осваивать принцип приятия: признание-сочувствие-доверие…
Однако всякая определённость условна, преходяща, относительна.
Восхождение к целостности из эмоцио-уклона кажется не столь актуальной задачей. Но присматриваясь к соответствующим периодам в истории человечества и судьбам отдельных людей, можно заметить, что изживание эмоционального комплекса связано видимо с жертвоприношением, имевшим когда-то глубокий смысл, утраченный утилитарной эпохой.»
Тернарная структура не разложима на совокупность бинарных отношений [282]. Становление тринитарной парадигмы [283] сопряжено с серьёзными психологическими проблемами, связанными с преодолением бинаризма, освоением семантической формулы системной триады, постижением новой целостности.
Эмоциональная специфика России предопределяет путь к тринитарному синтезу по ступеням культуры, утверждающим подлинные человеческие ценности.
Соблазняясь манящей определённостью, он время от времени поддаётся искушению линейной экстраполяции, уводящей от мира жизни в искусственное пространство абстракций. Но изощрённые модели предельного анализа порождают чудовища формализма, не менее отвратительные, чем химеры мистики/
Совмещая нераздельность и неслиянность, Святая Троица остаётся единосущей.
Следуя законам природы, можно малыми усилиями управлять развитием больших систем.