2. Мягкость триадической структуры.
Традиционный научный подход требует объективности, независимости от исследователя. Результат должен быть воспроизводим в другой лаборатории.
Гибкость, мягкость, открытость, свойственные естественному языку, должны быть и у методологии, претендующей на изучение жизненных явлений.
Привязка к семантической формуле часто зависит от менталитета. Возьмём, например, триаду человека тело-душа-дух. На Западе эмоции связываются больше с душевными переживаниями, а рациональный аспект требует материального носителя; на Востоке разум является атрибутом души, а чувства скорее телесны. В итоге получается зеркальное отражение: Восток Западдух духдушатело телодуша. Отсюда, примат рационального означает, при общей бездуховности, на Западе бездушное тело, на Востоке бестелесную душу.
Для рационалиста сила гибкости выглядит как слабость.
Различение признаков, сторон, аспектов не должно переходить в разделение, уничтожающее целостность.
Как в языке смысл слов уточняется по контексту, так в триаде правильный аспект, подходящие соседи, надлежащий уровень придают термину достаточные точность, убедительность, основательность.
Ю.М.Лотман: «Самый факт описания превращает динамический объект в статическую модель…»
Ф.И.Тютчев: «Мысль изреченная есть ложь»
А.Бергсон: «Действительность есть вечное становление, порыв, изменение, творчество, насилуемое формами мышления… . Формы эти старательно классифицируются, создавая нам многоразличие «научных картин». Мы, таким образом, обречены на «оформленность»».
Свойство мягкости, проявляемое триадической структурой, — не недостаток, с которым приходится мириться, а очень существенное качество, которое следует оценить по достоинству. Без него невозможно познание человека, наделённого свободой воли; невозможно примирение тенденций к суверенности и взаимозависимости частей современного мира; невозможно совместить единство целого и свободу частей. В жёсткой структуре единение ведёт к тоталитаризму.