Я бы выделил две ключевых идеи в книге Рэма Баранцева : уход от бинарного взгляда на мир, который не допускает «инакомыслия» и способствует конфликтогенности; так как невозможно достигнуть полноты в попытках описать объективную реальность, предлагается целостный подход. На мой взгляд не столько важно какую триаду человек берет за основу своего мировоззрения, сколько сам факт придания динамики\жизни представлениям о реальности и открытость иным взглядам.
Если в попытках познать мир вы пришли к выводу, что известные вам концепции не дают ответа на интересующие вопросы — данная книга станет новым этапом в познании, позволит сильно расширить кругозор и понять других людей.
В книге сделана попытка взглянуть на Россию с позиции целостного подхода.
Книга обращена ко всем, кто озабочен поисками идейной основы единения человечества.
Поразила удивительная общность этой формулы, восходящая к гомологическому закону триединства.
..разработана открытая методология, основанная на тринитарной структуре целостности ..
Введение: кризис бинаризма
Столетия научно-технического прогресса сформировали в сознании человечества сугубо аналитический стиль мышления. Анализ (греч. analysis разложение) стал синонимом научного исследования вообще. Он начинается с различения, сопоставления, противопоставления.
Синергетика восстанавливает представление о целостности, утраченное аналитической эпохой. Тяга к синтезу порождает разнообразные конструкции целого, зависящие от личного опыта.
Простейший вариант дихотомия, расщепление на две части. Так появляются бинарные оппозиции, диады. И этот способ стал доминирующим, повсеместным.
Каждая бинарная оппозиция образует свою линию сравнения как некую координатную ось, одномерное сечение. И создаётся впечатление, что можно полностью описать любую многомерную систему, если перебрать все характерные диады, все парные отношения. Но такое впечатление обманчиво.
… полноты и точности естественные науки создавали мощный аппарат моделирования завершённых теорий, а гуманитарные науки, следуя за ними, строили искусственные классификации, искусственные языки, искусственные интеллекты, и прочие безжизненные конструкции.
Полнота здесь недостижима, субъективный фактор становится естественным, неопределённость оказывается повсеместной и закономерной. Наука столкнулась тут «с новым типом сложности, связанным с человеческой интуицией и человеческими эмоциями»
Однако, если обратиться к истории, бинаризм господствовал вЕвропе не всегда. В середине первого тысячелетия н.э. образцом структуры служила Святая Троица, нераздельная, неслиянная, единосущная. Но вирус рационализации, идущий от римского понимания закона, заставлял мыслить истину как документ, а этому мешал дух,присутствие которого делало невозможной желанную общеобязательность. И «решением Восьмого Вселенского Собора в Константинополе в 869 году дух как автономный элемент трихотомии человеческого существа был упразднён путём сведения к душе к высокоорганизованному, так сказать, свойству души»
Продолжая верить в тринитарного Бога, мы стали мыслить бинарно, дуалистически, альтернативно.
Бороться с этой привычкой приходится, ибо бинарное мышление «начинает действовать во зло, как только превращается из орудия анализа в способ действия в реальном мире»
Бинаризм диктует схему «либо-либо», по которой сформировались правила: «кто не с нами, тот против нас»
Претендуя на однозначную определённость, безусловную объективность, предельную полноту описания, традиционная наука отрывалась от жизни с её гибкостью, открытостью, свободой воли. В своём стремлении к идеалу