Метафизика Ю. Владимиров

Роль мировоззрения в управлении изменениями раскрыта с помощью метафизических идей ученого физика.

3282

Концепция творения мира

Предвидя возражения коллег, считающих, что религия и наука не совместимы, подчеркнем следующее: не только доминирующие ныне теоретико-нолевые представления созвучны религиозным представлениям, но и главные догматы христианского учения, такие как догмат

Святой Троицы, соответствуют метафизическим свойствам искомого в физике Первоначала.

Согласно христианскому «Закону Божьему», «Бог есть Дух вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. Он сотворил все видимое и невидимое, все содержит в своей власти и всем управляет… » Но что такое «сотворил»? Как это понимать, буквально или символически?

В современной физике происхождение Вселенной описывается на основе общей теории относительности, или, точнее, опираясь на космологические решения Фридмана уравнений Эйнштейна. Эти решения имеют особенности (бесконечные плотности материи) в начале (или в конце, или с обеих сторон) эволюции модели, что принято интерпретировать в духе христианского творения мира (из «ничего»). При этом естественно возникают вопрос: что было до «большого взрыва»? Общепринятый ответ состоит в том, что время и пространство возникло в момент рождения Вселенной, т. е. понятие времени «до взрыва» лишено смысла. Более корректно полагать, что закономерности общей теории относительности теряют силу в окрестности сингулярности, так что сказать что-либо на основе этой теории (в рамках современных представлений) невозможно.

Существует и иная трактовка творения мира, отражающая стремление естествоиспБГгателей прошлого и физиков-теоретиков нашего времени найти первооснову (первоначало) физического мироздания, из которого бы следовали все известные понятия и закономерности. В рассмотренной выше бинарной геометрофизике первооснова представлена бинарной системой комплексных отношений, из которой можно образовать понятия окружающего мира. В некотором смысле физическое первопонятие действительно «творит» все классические понятия, через которые описывается (представляется нашим разумом) материальный мир.

Предложенная в настоящей книге концепция творения представляется более содержательной, нежели идеология, основанная на сопоставлении теории «большого взрыва» в астрофизике с ветхозаветным описанием творения мира. Кто может гарантировать, что современная физическая картина мира останется такой же хотя бы до середины XXI в.? Если творение понимать в обобщенном смысле, то альтернативные физические идеи не вступят в противоречие с расширенным пониманием христианской идеи творения мира.

Догмат Троицы соответствует одному из названных выше метафизических принципов: принципу тринитарности, который проявляется в форме троичности (при редукционистском подходе) или в форме триединства (в холистическом подходе).

Одно множество элементов бинарной системы комплексных отношений (БСКО), интерпретируемое как начальное состояние (мировой) системы, следует сопоставить с ипостасью Бога-Отца, второе множество элементов, интерпретируемое как конечное состояние (лтровой) системы состояний, —с ипостасью Бога-Сына, а отношения между элементами двух .множеств можно уподобить Богу-Святому Духу.

В заключение хотелось бы выразить надежду, что настоящая книга поможет глубже понять истоки целого ряда физических проблем и наметить пути их решения, а достаточно широкий круг затронутых в ней вопросов привлечет внимание философов, способствуя более тесному сотрудничеству представителей различных сфер науки и культуры.

По теме данной статьи и другим вопросам управления организацией оставьте сообщение в этой форме, и мы обязательно ответим!




captcha