Метафизика Ю. Владимиров

Роль мировоззрения в управлении изменениями раскрыта с помощью метафизических идей ученого физика.

3282

Теоретико-полевое миропонимание и религиозное мировоззрение

Мировоззрение, основанное на духовном и материальном началах, названо религиозным потому, что, согласно христианскому учению, человеку даны две книги: Священное писание (духовное начало) и книга природы (материальное начало).

…теоретико-полевой подход немыслим без постулирования категории классического пространства-времени, только на фоне которого может быть определено поле амплитуды вероятности.

В будущем, думая о порядке мироздания, нам следовало бы придерживаться середины, как она очерчена, например, в принципе дополнительности Бора. Наука, построенная на таком образе мысли, будет не только терпимее к различным формам религии, но сможет, пожалуй, полнее рассматривая целое, обогатить и мир ценностей»

Как нам представляется, слова Паули о выводе естествознанием человеческого мышления «из круга христианской культуры» нужно понимать в смысле распространения в прошлом механистических представлений на все мироздание. В результате достижений в физике

XVII в., главным образом в трудах Ньютона, в естествознании господствующей стала триалистическая парадигма, согласно которой все объекты (частицы) характеризуются точными положениями и скоростями в классическом пространстве-времени, а взаимодействия между ними подчиняются принципу «естественной» причинности, как ее назвал И. Кант. В таком мире господствует абсолютный детерминизм и, задав положения и координаты всех тел в мире, можно сколь угодно точно предсказать состояние мира в любой момент времени.

Для «свободной» причинности характерна неоднозначность (возможность нескольких исходов), которая в религии связывается с Божьей волей.

Открытие квантовой механики привело к отказу от абсолютного механистического детерминизма и заставило положить в основу физического мироздания вероятностные закономерности. Таким образом, сама физика XX в. устранила главную причину конфликта между наукой и религией, заменив «естественную» причинность классической механики на «свободную» причинность квантовой механики, где невозможно однозначно предсказать поведение электрона в атоме, что дало повод говорить о невероятной прежде «свободе воли электронов…

В итоге обобщенная категория поля амплитуды вероятности оказалась созвучной обобщенному началу религиозного миропонимания.

Геометрическое миропонимание и идеалистическое мировоззрение

Идеалистическое мировоззрение возникло на основе выделения двух (разделенных или объединенных в одно обобщенное) начал: идеального (рационального) и духовного.

В рамках идеалистического мировоззрения, опирающегося на обобщенное начало из идеалистического и духовного начал, следует различать дуалистическую и квазимонистическую парадигму. Они различаются отношением к оставшемуся (третьему) началу. В квазимонистическом подходе оно отсутствует, как и в религиозном мировоззрении.

К дуалистическим идеалистическим системам следует отнести такие, которые опираются на названное выше обобщенное начало и на оставшееся материальное начало.

К дуалистической идеалистической парадигме, опирающейся на обобщенную категорию идеального и духовного начал и на самостоятельно выступающее материальное начало, следует отнести философско-религиозные взгляды И. Ньютона. Как пишет П. П. Гайденко, «абсолютное пространство Ньютон наделяет особым свойством активности, называя его «чувствилищем Бога».

Реляционное миропонимание и материалистическое мировоззрение

Мировоззрение, основанное на выделении двух начал: материального и идеального (рационального), названо материалистическим по нескольким причинам. Во-первых, традиционно (во всяком случае у нас в стране) материалистическая философия рассматривалась как наука, т. е. как рациональное учение. Во-вторых, в диалектическом материализме, провозгласившем первичность материи, тем не менее вводилась еще форма существования мат-ерищ которая фактически выполняла роль идеального (второго) начала в этом учении. В-третьих, материализм в советский период был назван диалектическим, что подразумевает наличие второго начала. И наконец, диалектический материализм противопоставлялся идеализму, следовательно, идеальное начало правомерно полагать вторым в этом учении.

Сила, активность, деятельность вынесены за пределы природного мира; их источник — трансцендентный Бог.

Философско-религиозные взгляды Маха вполне соответствовали его естественнонаучным позициям. Он резко выступал против использования в физике идеальных понятий, не имеющих достаточного обоснования в наблюдениях (в ощущениях). В частности, к таковым он относил понятия пространства и времени и настаивал на их сугубо реляционной сущности. Вместо тел и пространства (-времени) у него фактически вводилась обобщенная категория тпношений: отношений между телами, отношений человека и окружающих тел и т. д. Напомним, что понятие отношения теряет всякий смысл без тел, о которых бессмысленно говорить без отношений между ними. По Маху, тела проявляются только в отношениях. За его философско-религиозными взглядами также просматривается обобщенное начало, включающее в себя как материальное начало (тела), так и идеальное начало.

По теме данной статьи и другим вопросам управления организацией оставьте сообщение в этой форме, и мы обязательно ответим!




captcha