Метафизика Ю. Владимиров

Роль мировоззрения в управлении изменениями раскрыта с помощью метафизических идей ученого физика.

3282

Три мировоззрения

Обращение к мировым философско-религиозным системам позволяет обнаружить, что в них, как и в физике, в центре внимания находятся именно три метафизические начала (категории). Например, С. Н. Булгаков в книге «Трагедия философии» писал о трех сторонах, составляющих суть всякой философской системы: «Есть три основных самоопределения мысли, образующих для нее исход и определяющих ее ориентацию, по этим трем рубежам разделяются все философские системы с их основными началами: 1) ипостась или личность; 2) идея ее пли идеальный образ, логос, смысл; 3) субстанциальное бытие как единство всех моментов или положений бытия, как реализующееся все.”

Не во всем согласимся с С. Н. Булгаковым, полагая, что правильнее было бы в качестве первого начала назвать духовное начало, так как личность является аналогом физического понятия тела отсчета и обязательно присутствует во всех философско-религиозных системах. Анализ показывает, что в философских и религиозных учениях три метафизические начала (категории) выступают в виде следующих систем родственных понятий: (И) идеальное (рациональное) начало, связанное с разумом, (М) материальное начало, бытие, данное в ощущениях, и (Д) духовное начало, воля, вера.

Идеальное начало. Напомним, что в философской и религиозной мысли древней Греции доминировали представления, согласно которым божественный мир проявляется через разум человека. Как уже отмечалось, наука, в частности математика, оформилась и получила свой высокий статус благодаря провозглашению ее божественного характера в трудах мыслителей античности: Пифагора, Платона и их школ. Этот вопрос подробно исследован в трудах П. П. Гайденко, В. Н. Катасонова и ряда других авторов. «Греческая философская мысль древности понимает соотношение интеллектуальной и волевой способностей человека по преимуществу в пользу первой. То есть: воля определяется рассудком, интеллектуальным созерцанием. Сократ сформулировал это со всей определенностью: воля стремится туда, куда ей указывают представления, ,дознание”». Позже на основе доминирующей роли идеального начала сформировался ряд идеалистических учений.

Духовное начало сыграло чрезвычайно важную роль в истории мысли. С утверждением на Западе христианства доминанта античности изменилась. На первый план выдвинулось духовное начало, воля. Как пишет П. П. Гайденко, «Главное же отличие средневекового понимания человека от античности состоит в том, что воля оказывается тесно связанной с верой; вера выступает как направленность воли и предмет веры определяется именно волей, в первую очередь. ( . . . ) Таким образом, если в античности центр тяжести этики был в знании, то в средние века появляется ярко выраженная тенденция перенести его из знания в веру, из разума в волю. ( . . . ) Воля рассматривается как та инстанция, в которой пребывает высшая власть» .

Эти взгляды ярко выражены Августином, Дунсом Скотом и многими мыслителями средневековья, считавшими, что рациональное начало (познание, рассудок, разум) определяется волей (духовным началом). К этому направлению богословской мысли примыкали и номиналисты, настаивавшие на приоритете божественной воли и всемогущества перед всеми остальными определениями божественного бытия.

С утверждением христианства в европейской философии важнейшее значение приобретает противостояние двух точек зрения, двух доминант: интеллектуального (идеального) начала и волевого (духовного) начала, на фоне которого происходило становление науки.

Материальное начало имело важное значение уже в учениях античных атомистов. В XX в. его определяющая роль была провозглашена марксистско-ленинским диалектическим материализмом, согласно которому материя первична, а сознание, мышление вторично. Напомним известное определение сознания человека как функции «того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека». «Вторичность сознания по отношению к материи, к бытию проявляется в том, что сознание возникает лишь на известной ступени развития материи, развития природы, что сознание в виде идей, теорий возникает у человека лишь в результате отражения им окружающей среды». В марксистско-ленинском учении (вслед за Гегелем) духовное начало не признавалось («идеализм неизбежно ведет к поповщине»), т. е. фактически идеальное начало сливалось с духовным.

В соответствии с тремя выделенными началами определим три вида (группы) философско-религиозных мировоззрений: идеалистическое мировоззрение, в котором предлагается строить мировосприятие на основе одного идеалистического начала, материалистическое мировоззрение, кладущее в основу мира материалистическое начало, и религиозное мировоззрение, опирающееся на духовное начало.

Однако практика показала, что посредством лишь одного из трех названных начал невозможно охватить действительность во всем ее многообразии. В физике это соответствовало бы попытке построить теорию на основе одной из трех категорий: пространства-времени, частиц или полей переносчиков взаимодействий.

Анализ трех видов философско-религиозных систем показывает, что три названные системы, идеалистическая, материалистическая и религиозная на самом деле представляли собой квазимонистические системы, опирающиеся на обобщенные категории, которые включали в себя по паре из трех названных начал. Гак идеалистические системы фактически опирались на идеальное (доминирующее) и духовное начала, материалистические системы — на материалистическое (доминирующее) и идеалистическое начала. Достаточно вспомнить трактовку в диалектическом материализме так называемого «основного вопроса философии». А религиозное мировоззрение строилось на доминирующем духовном и подчиненном ему материальном начале. Достаточно вспомнить, что практически во всех религиозных системах мира Бог (носитель духовного начала) являлся творцом мира, олицетворяющего материальное начачо. Исходя из двоичности обобщенных категорий, на рис. 17.1 изображены три философско-религиозные мировоззрения как видения одного и того же куба, построенного на осях указанных первичных начал, со стороны грех взаимно перпендикулярных граней. Вид на куб сверху, со стороны духовного и материального начал, соответствует религиозному мировоззрению, вид на куб со стороны идеального и духовного начал — идеалистическому мировоззрению и, наконец, вид на куб справа, со стороны материального и идеального (рационального) начал, — материалистическому мировоззрению.

1-metafizika

Направления и интерпретация трех осей на рис. 17.1 выбраны неслучайно. Они заданы, исходя из соответствия с тремя физическими категориями…. Физическую категорию частиц естественно соотнести с философским материальным началом, физическую категорию пространства-времени, являющуюся идеальным (рациональным) понятием, — с идеальным (рациональным) началом в философии, а физическую категорию полей переносчиков взаимодействий — с духовным началом в философии (религии).

2-metafizika

…широко известно евангельское изречение: «Бог — это любовь». В связи с этим вспомним, что еще в античности Эмпедокл объяснял притяжение и отталкивание тел посредством понятий любви и вражды. Позднее взаимодействия стали описываться через понятие поля, в частности, свет в физике описывается электромагнитным полем. Напомним также, что Декарт для описания воздействий ввел специальный вид «духовной материи». Тот же подход прослеживается и у Лейбница, который, говоря об активной природе материи, назвал ее «первичной силой, первой энтелехией, одним словом, душой (anima)».

Исходя из того, что физика, философские и религиозные учения имеют дело с одной и той же реальностью, совместим куб физической реальности… Разнесем начала координат физических и философско-религиозных осей в противоположные концы большой диагонали куба действительности (Первоначала). В итоге получится куб, изображенный на рис. 17.1, шесть граней которого олицетворяют шесть миропониманий (мировоззрений): три естественнонаучные (теоретико-полевое, геометрическое и реляционное) и три философско-религиозные. В итоге оказались соотнесенными миропонимания: теоретико-полевое и религиозное, геометрическое и идеалистическое, реляционное и материалистическое.

По теме данной статьи и другим вопросам управления организацией оставьте сообщение в этой форме, и мы обязательно ответим!




captcha