Если мы задумываемся об управлении изменениями, то неизбежно нам нужно иметь ответ, что же приводит к переменам в социальной общности. Как разобраться кто прав, если позиции собеседников не совпадают? Посмотрим на то, как отвечали на этот вопрос в разные времена.

Дискуссия о том, что является причиной изменений команды, организации, государства, общества легко может перерасти в спор, если собеседники не смогут перейти на метаонтологический уровень и постараться понять позицию другого человека [1].  И если в научных кругах люди могут позволить себе получать удовольствие от красоты доводов в ту или другую сторону, то руководитель, принимающий решения, ограничен во времени (поэтому дискуссия может быстро закончиться по принципу «я начальник — ты дурак») [2].

Одним из способом избежать конфликта является взгляд в историю на то, как человечество отвечало на озвученный вопрос вчера, сегодня и…может быть завтра. В этом нам поможет автор концепции социального становления Петр Штомпка, выделивший ряд последовательных этапов.

«Возможно, уже тогда, когда человек только еще начал осознавать себя, он стал
задумываться над тем, что является движущей силой процессов, происходящих в обществе, кто в конечном счете ответствен за судьбу людей.» (П.Штомпка)

Вначале я хотел назвать данную заметку «причины изменения социальной системы», но по мере написания понял, что это будет некорректно. Надеюсь вы со мной согласитесь, познакомившись со стадиями…

Причины изменений Штомпка

стадия I Причиной изменений рассматривались внешние сверхъестественные силы. В качестве них выступали природа, боги, провидение. Они контролировали и направляли коллективную и индивидуальную жизнь. От людей и групп не зависела их судьба на Земле. Субъектом, определяющим их жизнь были метафорические силы.

стадия II На этой стадии причины перемен становятся более приземленными. Изменение человеческих сообществ является следствием влияния на них естественных причин вроде физических сил, климатических явлений, географических особенностей, астрологических событий и пр. Но здесь человечество по прежнему остается объектом, изменяемым под воздействием внешних сил.

стадия IIIВлияние на судьбы человечества стали приписывать отдельным людям, признаваемым великими. Таковыми были пророки, вожди, гении и т.д. Их особенные характеристики представлялись как врожденные, наследуемые или самостоятельно развиваемые. Несмотря на то, что эти супер-люди оказывали значительное влияние на общество, общество вроде как и не формировало их.

стадия IV С развитием социологии причиной изменений стало рассматриваться само общество. Его существование происходило благодаря саморегуляции и самотрансформации. Общество воспринималось как целостная система с закономерностями, присущими живому организму — оно росло и развивалось. Субъектом действия в этом случае выступал сам социальный организм с присущей ему спецификой, но без конкретных людей.

стадия V Вновь учитываются люди, которым отведена роль агентов перемен. Но на этой стадии они ведут за собой других в результате стечения обстоятельств, вынесших их «наверх». Они являются результатом возникающих в обществе напряжений, сложившихся традиций, настроений масс. И выступали лидерами, т.к. знали способ поддержать тех, кого они олицетворяли. Наделенные властью такие лидеры раскрывали будущее своим последователям, формировали социальный контекст.

стадия VI Идея агентства от лиц наделенных правом осуществлять перемены, распространилась на всех людей. В новом взгляде каждый человек хотя и обладал небольшим влиянием, голосом, но принимал участие в общем результате деятельности. Будучи маленьким агентиком перемен вместе с другими он обладал могуществом. Действуя каждый день понемногу такие агенты воссоздают и меняют общество, в котором живут. Т.о. изменения представляются совокупным результатом усилий всех членов общности, где каждый действует основываясь на своих мотивах и эгоистических целях. Последствия таких действий, осуществляемых снизу, являются непреднамеренными. Но они дополняются преднамеренными, планируемыми изменениями сверху.

«Одни действуют «сверху», давая указания, — это правительства, законодательные и административные органы, корпорации и т.д. Другие действуют «снизу», постепенно производя изменения, — это ассоциации, группы давления, лобби, социальные движения. Их комплексное взаимодействие составляет политическую арену современных обществ, и преднамеренный их действий пересекается с распыленной повседневной активностью индивидуальных деятелей. Так индивиды и коллективы сообща формируют извилистый курс человеческой истории.» (П.Штомпка)

стадия VII  Эта стадия не была определена П.Штомпкой. Интересно услышать ваше мнение, вИдение того, каким будет следующий этап или может он уже наступил. Если у вас нет пока мнения по этому поводу, то пусть это будет домашним заданием 🙂 Обратите внимание, что у автора перечисленных этапов с каждой новой стадией меняется субъектность — вначале это бессубъектные индивиды, жизнь которых обусловлена, потом они становятся субъектами со свободой воли и ответственностью за происходящее, а в конечном итоге речь идет о распределенной субъектности (социальной).

Те, кто застал XX век, еще хорошо помнят воспеваемых героев, вождей, звезд эстрады, великих ученых. А в последнее время новые герои мельчают как в количестве, так и качестве. Теперь уже детей в школе учат тому, что добиться успеха можно только совместно с другими людьми и социальные навыки признаются одними из самых необходимых [3]. И мы все реже за политическими движениями видим их лидеров, за научными открытиями фамилии, за песнями имена авторов.

Ссылки

  1. Типы конфликтов в процессе управления организацией
  2. Великие теории изменений (Р.Хайнце)
  3. Универсальные действия для выживания в современном мире

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх